Стремительное распространение электротранспорта влияет на законодательную базу, а именно - на ПДД. Многие люди задаются вопросами: нужны ли права на электросамокат или электровелосипед? Где нужно ездить на электротранспорте - по дороге или тротуару? Является райдер водителем или пешеходом? В данной статье ответим на правовые вопросы, связанные с правами для электротранспорта.
С 1 марта 2023 вступили в силу изменения, касающиеся всех владельцев электротранспорта. В российские ПДД введен новый вид транспорта, а именно СИМ – средство индивидуальной мобильности. Теперь едущий на таком транспорте является водителем транспортного средства.
Как раньше определяли необходимость прав?
До поправок 2023 года статус электросамокатов, моноколёс, сигвеев и подобных устройств не был закреплён в нормативно-правовых актах, будь то правила дорожного движения, КоАП РФ или Федеральный закон "О безопасности дорожного движения".
Читать: поправки в ПДД 2023 года
До мартовских изменений и отсутствия правого регулирования по данному вопросу, судебная практика определяла необходимость получения водительских прав таким образом:
- Электросамокат и любое другое транспортное средство (за исключением моноколёс, они не подпадали под регулирование вовсе) мощностью более 250 Вт приравнивались к мопедам, для управления которыми необходимо получение прав категории M или любой другой категории.
- Если транспорт обладал меньшей мощностью, то водитель данного ТС приравнивался к пешеходу.
Что изменилось после 1 марта 2023?
Согласно формулировке из ПДД, СИМ представляют собой транспортное средство, имеющее одно или несколько колес (роликов), предназначенное для индивидуального передвижения человека посредством использования двигателя. На СИМ разрешено передвигаться по велодорожке, пешеходным зонам, а в некоторых случаях по правому краю полосы проезжей части или обочине. По ПДД максимальная скорость рядом с пешеходами ограничена до 25 км/ч.
Под определение СИМ подпадают электросамокаты, электроскейтборды, гироскутеры, сигвеи, моноколеса и иные аналогичные средства передвижения. Тем не менее, всё ещё возникает животрепещущий вопрос, а нужны ли права на электросамокат, моноколесо или сигвей?
Федеральный закон “О безопасности дорожного движения” закрепляет обязанность получения водительских прав для управления только механическими транспортными средствами. Средства индивидуальной мобильности не относятся к механическим транспортным средствам, поэтому и права для них не нужны.
Получение водительских прав для управления подобным видом транспорта в России не является обязательным. Средства индивидуальной мобильности не подпадают ни под одну из существующих категорий транспортных средств, для управления которыми предоставляется специальное право.
Мощность мотора также не имеет никакого значения, не существует порога для определения необходимости получения водительских прав, так как этот критерий применим исключительно к механическим ТС.
Постановка на учёт в ГИБДД средств индивидуальной мобильности также не потребуется (данное требование относится к транспортным средствам категории L, M, N). Страховка ОСАГО тоже не потребуется (пп б. п. 3 ст. 4 Федерального закона Об ОСАГО, обязательному страхованию не подлежат ТС, не подлежащие государственной регистрации).
В каких случаях могут понадобится права?
В исключительных случаях, для передвижения на электросамокатах и иных подобных средствах необходимо получения прав. Это случаи, когда их нельзя отнести к СИМ в соответствии с Правилами дорожного движения:
- Отсутствие колёс или роликов (например, гусеничные самокаты).
- Наличие дополнительного места для пассажира (допускается лишь индивидуальное передвижение).
Нужны ли права на электровелосипед?
Немного иначе обстоит вопрос с электровелосипедами. По обновлённой терминологии в ПДД, велосипед признаётся транспортным средством, имеющим минимум два колеса и приводимый в движение с помощью педалей. Таким образом, электровелосипед нельзя отнести к средствам индивидуальной мобильности, они имеют отличную конструкцию.
ПДД устанавливает для велосипедов возможность иметь электродвигатель мощностью не более 250 Вт, автоматически отключающийся на скорости более 25 км/ч.
Если электродвигатель на велосипеде превышает данные показатели и имеет мощность от 250 Вт до 4000 вт, то он приравнивается к мопеду - в этом случае для управления требуются водительские права категории М или выше.