Главная \ Статьи \ Устройство подвесного лодочного мотора

Устройство подвесного лодочного мотора

Устройство подвесного лодочного мотора

Лодочный мотор является популярным средством передвижения на воде как в нашей стране, так и за рубежом. Такие подвесные устройства крепятся к транцу, расположенному в задней части судна. Популярность использования подвесных лодочных моторов объясняется  простой установкой и перевозкой, небольшим весом и компактностью (в сравнении со стационарными). В силу того, что сам подвесной лодочный мотор висит над водой, он не занимает полезное место на судне.
В данной статье наш интернет-магазин расскажет об основных принципах работы и устройства подвесных лодочных моторов.

 

motor-3.jpg

Устройство лодочного мотора

Прогресс не стоит на месте, а современные технологии постоянно развиваются и привносят новые идеи. Однако основная схема проектирования и производства лодочных моторов была изобретена ещё в начале 20-го века и используется до сих пор. Главный принцип конструкции – вертикальное расположение всех компонентов подвесного мотора. Таким образом обеспечивается максимальная эргономика и компактность устройства.  
 

ustrojstvo-motora-2.jpg     motor_101734.jpg

В самой верхней части ноги (она же дейдвуд) расположен двигатель внутреннего сгорания. Коленвал располагается в вертикальном положении, а на его самом верху находится стартер и магнето (механизм для преобразования механической энергии в электрическую).  

Вертикальный вал является связующим звеном между коленчатым валом и редуктором. В свою очередь, редуктор придает винту вращение. Он установлен внутри промежуточного корпуса. Выхлоп газов и подача воды для охлаждения идёт также через промежуточный корпус.

Маломощные подвесные моторы (до 5 л.с.), как правило, не имеют реверс и муфту сцепления для переключения передач. Подвесные моторы со средней мощностью (от 5 до 10 л.с.) обязательно имеют встроенную муфту сцепления и может быть установлен реверс. Мощные лодочные моторы в обязательном порядке устанавливают и реверс, и муфту сцепления.  

Гребной винт соединён с гребным (выходным) валом редуктора через предохранитель, который, в свою очередь, защищает подвесной мотор от поломок при столкновении с водными препятствиями.

Способ крепления этих моторов также может отличаться у различных моделей. Основной критерий отличия – степень свободы при креплении на транец лодки. Жёсткая подвеска крепления подразумевает неподвижность мотора на транце. Поворотная даёт возможность разворачивать ПЛМ по вертикальной оси. Откидная подвеска позволяет откидывать устройство вдоль горизонтальной оси. Поворотно-откидная сочетает в себе качества поворотной и откидной подвески. Самый популярный и эргономичный тип подвески является как раз последний - поворотно-откидной.

Устройство мотора и особенности его использования также диктуются способом старта и управления. Подвесные моторы с малой и средней мощностью двигателя обладают ручным запуском, а управляются при помощи румпеля. За счет поворота румпеля происходит контроль движения и осуществление манёвров. Для управления дроссельной заслонкой используется поворотная рукоятка. На другом конце румпеля расположена кнопка, которая отвечает за остановку мотора. 

Для мощных моторов используется электростартер и дистанционное управление. Рулевое устройство осуществляет контроль движением лодки с поста управления. Для подключения подобной системы устанавливается система тросов либо гидравлический или электрический сервопривод.

Различия двухтактных и четырёхтактных двигателей

Стоит упомянуть и про тактность двигателей. По типу они бывают двухтактными и четырёхтактными.

Подвесные моторы с двухтактным двигателем наиболее распространены. Как правило, у подобных устройств 2-х или 4-х цилиндровая структура. Цилиндры расположены друг напротив друга. Это даёт возможность делать вспышки одновременно даже при смещении поршней. Встречаются и одноцилиндровые, они обладают меньшей балансировкой, что придаёт большее количество вибраций.  

shema-2.jpg     shema-3.jpg

Четырёхтактные моторы имеют параллельную схему расположения цилиндров, при которой они разделены коленвалом. В данном случае впрыск осуществляется через клапаны автоматически.  

Таким образом, основное отличие устройства двухтактных и четырехтактных моторов – строение двигателя внутреннего сгорания и принцип его работы. На практике это даёт свои особенности эксплуатации и производительности.

Двухтактные лодочные моторы имеют ощутимо более простое строение. Соответственно, стоимость самих моделей и их обслуживания будет меньше. Перевозка двухтактного мотора возможна в любом положении, а также они обладают меньшим весом. Ещё 2-х тактные моторы обладают более высокой динамикой при старте.

Четырёхтактные подвесные моторы обладают значительно меньшим расходом топлива и меньше выделяют дыма и отработанных газов. Помимо этого, при работе четырёхтактного мотора будет наблюдаться меньшее количество шума и вибраций. Для заправки нет необходимости замешивать бензин и масло в определённых пропорциях, как у двухтактных моторов. Масло заливается в картер двигателя. 

Правила безопасности

Напоследок мы хотим дать пользователям советы и рекомендации, которые помогут продлить срок службы вашего лодочного мотора и сделать ваше передвижение по воде более комфортным и безопасным.

Перед началом использования всегда проверяйте работоспособность всех элементов системы, а также крепления и подвижные узлы на пригодность. Если вы купили новый лодочный мотор, то он обязательно должен пройти процесс обкатки. Во время обкатки все детали притираются во избежание повреждений ПЛМ.

При передвижении по мелководью не рекомендуется использовать лодочный двигатель (лучше действовать вёслами). Стоит поднять устройство, чтобы избежать повреждения гребного винта и других механизмов. Несмотря на то что в подвесных моторах интегрирована система безопасности, которая поднимает винт при столкновении, лучше не допускать подобного.  

Заключение

Знание тонкостей и нюансов устройства лодочных моторов поможет вам эффективно использовать своё устройство на рыбалке или во время активного отдыха без лишних проблем. Перед первым использованием внимательно ознакомьтесь с инструкцией по эксплуатации от производителя. Там содержится много полезной информации, а также указания, которые характерны именно для вашей модели.

Наш интернет-магазин всегда поможет вам в приобретении как подходящего лодочного мотора, так и запчастей и аксессуаров под любые задачи. Менеджеры всегда рады вас проконсультировать по вопросам в рабочее время. Для этого свяжитесь с нами по телефону или мессенджеру в разделе “Контакты”, либо оставьте заявку на обратный звонок.