При использовании велосипеда, обычного или электрического, самой высокой нагрузке подвергаются его колёса. Конструкция как переднего, так и заднего колеса довольно проста и знакома каждому райдеру – центральная втулка, спицы и обод. Бывает так, что у колеса образуется дефект, называемый в народе “восьмёркой”.
Давайте вместе разберёмся, как исправить восьмёрку, то для этого нужно, а также как не испортить колесо окончательно.
Виды дефектов
Восьмёрка – обод уходит в сторону от плоскости вращения
Яйцо - обод уже перестаёт быть кругом, он сжимается или деформируется вдоль, принимая овальную форму.
Причины появления
-
Износ деталей (обода, спицы)
Время берёт своё и составные части колеса могут быть подвержены износу. Это, в свою очередь, ведёт к неравномерной натяжке спиц, а это - основная причина восьмерки.
-
Неправильный крепёж
Дефект возникает в случае недостаточной протяжки оси и самих спиц, что вызывает неравномерное распределение нагрузки и искривление колеса велосипеда.
-
Физические повреждения
Резкие попадания в ямы, удары колесом о твёрдые поверхности, как ни странно, могут искривить колесо.
Определяем место дефекта
Точное место искривления на колесе велика определяется в домашних условиях двумя способами:
-
Визуальный
Раскручиваем руками колесо и смотрим, где находятся места, в которых колесо отклоняется от плоскости вращения. Так можно определить наличие большой или средней степени искривления как на переднем, так и на заднем колесе. На заднем колесе будет удобнее обнаружить дефект, так как можно раскручивать колесо педалями.
-
Контактный
Закрепляем маркер или мелок, начинаем раскручивать колесо, а затем подводим к нему само колесо. Сначала колесо будет касаться крайней точки искривления восьмёрки. Необходимо сделать полный оборот, ширина отмеченной линии укажет на явное место дефекта.
Способы устранения
Когда местом искривления обнаружено, самое время начать это исправлять.
Эти рекомендации будут актуальны для владельцев велосипедов и электровелосипедов со спицами, велосипеды с литыми дисками исправить самостоятельно без должной подготовки и наличия специального оборудования довольно проблематично и может негативно сказаться на состоянии колёс.
В домашних условиях это получится сделать двумя способами.
-
Силовое выпрямление
Данный метод рекомендуется использовать в случае экстренной поломки. Снимаем переднее либо заднее колесо с велосипеда, искривлённый участок должен смотреть на нас, крепко обхватываем обод двумя руками и коленом выгибаем его обратно. Давить до тех пор, пока вышеперечисленные способы обнаружения дефекта не будут сообщать нам о ровной плоскости вращения.
Стоит отметить, что это менее эффективный способ. Есть риск недогнуть или перегнуть обод, а также это не очень удобно.
-
Регулировка колёсных спиц
Исправлять искривления, в данном случае, необходимо посредством ослабления и подтягивания спиц. Для начала, необходимо приобрести спицевой ключ. Любой велосипедный магазин вам поможет в этом. Также, перед этим снимаем переднее либо заднее колесо.
Разберём основные ситуации
-
Восьмёрка на две спицы
Подтягиваем на треть оборота первую спицу, вторая спица также должна быть подтянута на треть оборота, но в обратную сторону.
-
Восьмёрка на три спицы
Подтянуть центральную на 1/4, рядом стоящие ослабить на 1/8.
-
Восьмёрка затрагивает ещё больше спиц
Центр натянуть на пол-оборота, соседние на четверть, далее на 1/8 оборота.
Если при раскручивании колеса велосипеда восьмёрка увеличилась, то необходимо вернуть всё к исходному положению и определить, в какую сторону правильно крутить. При уменьшении дефекта стоит аккуратно подкрутить спицы в ту же сторону.
-
Устранения “яйца”
Подтягиваем спицы также сообща с обеих сторон обода и в одном направлении. Если подтягиваем центральную спицу на четверть оборота, то рядом стоящие уже на 1/8.
Также дадим пару полезных советов при регулировке спиц у велосипеда:
- ❗️ Не стоит перетягивать спицу – это приводит к повреждению обода и ниппеля. Если же спица оказалась перетянутой, то нужно её ослабить вместе с рядом стоящими, а регулировку провести заново
- ❗️ Не стоит слишком сильно ослаблять спицу – это приводит к поломке. Если такое случилось, то стоит подтянуть её вместе с соседними, начинаем исправлять заново.
Обратиться к специалисту по ремонту - самый безопасный метод для неопытного райдера. Так меньше рисков испортить колесо. Особенно это актуально, если у вас стоят литые диски, в домашних условиях выпрямлять их практически невозможно, здесь потребуется использование определённых инструментов и техники, а также экспертное мнение.